Советы педагога-психолога преподавателям, мастерам производственного обучения, испытывающим трудности в организации современного урока.

Советы педагога-психолога преподавателям, мастерам производственного обучения, испытывающим трудности в организации современного урока.

При организации урочной деятельности преподавателю, мастеру производственного обучения необходимо помнить:

1. Осмысленная деятельность преподавателя, мастера производственного обучения — осмысленное обучение студентов.

Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.

Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, преподаватель, мастер производственного обучения должен добиться благоприятных взаимоотношений со студентами. Любые действия должны быть осмысленными.

2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для студентов и нашли отклик в его переживаниях.

Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике преподавателей, мастеров производственного обучения используются такие «подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.

Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.

3. Стратегия «Положительная мотивация».

Некоторым студентам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь студентам справиться с проблемной ситуацией.

4. Мотивация достижения и способности.

Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения,
либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи  с тревожностью.

Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера — картина меняется наоборот.

Когда в группе имеется весь диапазон способностей, только студенты со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных студентов не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или «слишком легкой», или «слишком трудной».

5. Помогите студенту выйти из состояния «выученной беспомощности».

Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — «выученная беспомощность».

Как преподаватель может помочь студенту выйти из этого состояния? Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий. Лучшее, что может сделать преподаватель, мастер производственного обучения в ситуации неуспеха студента — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных студентом усилий.

6. Эмоциональность урока — стимул студентам изучать учебный материал.

Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.

Реакция студента на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.

Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.

7. Любознательность и познавательный интерес.

Чтобы развивать положительные мотивы студентов можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности. Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.

На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.

В процессе обучения педагогу важно учитывать и поддерживать и развивать познавательную потребность студента.

8. Взаимоотношение преподавателя, мастера производственного обучения с группой и учебная мотивация.

Развитие учебной мотивации невозможно, если у педагога не складываются доверительные, уважительные отношения с группой. Для устранения этой ситуации следует установить:

Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей студентов (вредно как завышение, так и занижение уровня).

Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в группе).

Характер взаимоотношений преподавателя с лидером группы, влияние взаимодействия «преподаватель — лидер» на атмосферу в группе.

При проведении урока преподавателю, мастеру производственного обучения

необходимо:

  1. Формировать на уроке обстановку спокойствия, эмоционального комфорта, уверенности у студентов в достижении учебных целей;
  2. Давать студенту время на обдумывание задания, подготовку.
  3. Путем правильной тактики опросов и поощрений формировать у студентов уверенность в своих силах;
  4. Не ставить студента в ситуацию неожиданного опроса, не требовать отвечать новый, неусвоенный материал;
  5. Стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений;
  6. Доброжелательно аргументировать выставляемую оценку, хвалить за приложенные усилия.
  7. Преподавателю, мастеру производственного обучения во время урока необходимо использовать приемы предупреждающие утомляемость студентов.