Развитие коммуникативных навыков общения

Тренинг «Развитие коммуникативных навыков общения»

 Принимали участия студенты ГБПОУ РК «Джанкойский профессиональный техникум» группы первого курса № 18 « Повар кондитер».

Тренинговое занятие:

Тема: «Развитие коммуникативных навыков общения»

 

Цель: формирование умений общаться и находить пути преодоления трудностей в общении, повышение коммуникативных способностей студентов.

Задачи:

  • Создание благоприятного психологического климата, атмосферы доверия и сотрудничества в группе;
  • Осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов у студентов, мешающих эффективной коммуникации.
  • Расширение сферы социальных контактов каждого члена группы;
  • Научить студентов эффективно общаться, продемонстрировать барьеры, трудности, которые возникают во время общения.
  • Овладение вербальными и невербальными средствами общения;

 

Материалы: бумага формат А4 , цветная бумага, маркеры, ручки, ватман.

 

Организационный момент: сообщение темы и цели  занятия.

 

Педагог — психолог:

— Чтобы построить дружеские отношения с окружающими нужно уметь строить отношения, научиться правильно общаться, толерантно относиться друг к другу.

 

«Правила нашей группы»

Цель: создание атмосферы, способствующей раскрытию участников тренинга.

Педагог – психолог:

Для того чтобы наше общение было эффективным и полноценным, необходимо выработать правила нашей группы. Я предлагаю вам свои правила для общения нашей группы. В процессе обсуждения вы можете не согласиться с каким-то правилом и добавить свои правила  (правила с которыми студенты не согласны вычеркиваются, а новые дописываются).

Педагог – психолог обсуждает с участниками тренинга каждое правило.

  • Называть друг друга по имени.
  • Уважать того, кто говорит.
  • Уметь слушать.
  • Говорить о том, что ты думаешь и чувствуешь здесь и сейчас.
  • Избегать оценок людей, не критиковать.
  • Уважать мнение другого.
  • Быть активным.

 

Упражнение «Мое настроение»

 

Цель: создать позитивное настроение, настроить на активное включение в работу.

Каждый участник тренинга по очереди называют свое имя, и выбирает смайлик, соответствующий его настроению. Смайлик приклеивают на лист № 1 (голубой смайлик – плохое настроение, желтый смайлик – хорошее, позитивное настроение)

 

Упражнение «Какой я?»

 

Цель: развивать умение анализировать и определять свои положительные и отрицательные черты характера, качества, расширение информации о членах группы.

Студентам предлагается из бумаги вырезают контуры человечка и написать свои  положительные  черты характера, качества  (справа) и свои черты характера, качества которые хотел бы изменить (слева). Затем каждый озвучивает написанное.

Вопросы для обсуждения:

Почему именно эти черты характера, качества тебе в себе нравятся?

Почему названные черты характер, качества ты хочешь  в себе изменить?

 

Упражнение: «Испорченный телефон»

 

Цель: научить студентов эффективно общаться, продемонстрировать барьеры, трудности, которые возникают во время общения.

 

Педагог — психолог передает студенту, который сидит справа, записанное на бумаге предложение, например: «Сегодня шестого урока не буде, все пойдут домой». Студент записывает это сообщение, придерживаясь правила: не одно из слов педагога — психолога не повторять. Основную мысль сообщения нужно сформулировать другими словами. Время на обдумывания очень мало. Затем сгибает листок и передает следующему участнику. И так по кругу. Затем ведущий зачитывает первую фразу и последнюю фразу.

Обсуждение вопросов:

Почему так изменилась информация?

Что произошло?

Почему люди иногда изменяют информацию, после того как ее услышат?

Упражнение: «Как можно общаться без слов»

Цель: развить чувствительность к невербальным средствам общения, тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние.

Педагог — психолог обсуждает с участниками тренинга, с помощью каких средств можно общаться с другими людьми. Обычно ребята сразу же называют речь. Педагог — психолог задает вопрос:

Как можно без слов объясниться с человеком?

Как с помощью жестов, мимики можно передать свое эмоциональное состояние.

а) «Передай эмоцию»

Все участники тренинга встают в цепочку друг за другом. Педагог – психолог хлопает по плечу последнего стоящего в цепочке, тот поворачивается к нему лицом, и педагог – психолог  показывает ему написанную на листочке эмоцию, которую тот должен с помощью жестов и мимики передать её следующему участнику (похлопав его по плечу, чтобы тот повернулся к нему лицом) и так далее. Педагог – психолог предлагает изобразить эмоцию грусти.  В конце педагог – психолог спрашивает сначала последнего участника, потом первого, какую эмоцию они изображали.

б) «Уходящий автобус»

Автобус, в котором находится ваша подруга, отъезжает. Вы забыли сказать ей,  что-то важное и пытаетесь объяснить жестами и мимикой.

Педагог – психолого показывает первому студенту в цепочке написанную фразу: «Я тебя люблю и  с нетерпением жду в гости»  которую, тот с помощью мимики и жестов должен изобразить  следующему участнику (похлопав его по плечу, чтобы тот повернулся к нему лицом) и так далее.

В конце педагог – психолог спрашивает сначала последнего участника, что  ему передали, потом озвучивает, что нужно было сказать подруге.

 

Упражнение: «Спина к спине»

Цель: получить опыт общения недоступный в повседневной жизни.

Двое участников группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддерживать разговор. По окончании они делятся своими ощущениями.

При обсуждении спросить:

  • было ли это похоже на знакомые житейские ситуации, например, телефонный разговор), в чем отличия:
  • легко ли было вести разговор;
  • какой получается беседа – более откровенной или нет.

Остальные участники группы также могут поделиться своими чувствами.

 

Упражнение: «Мне нравится в тебе…»

Цель: формирование эффективных навыков общения, формирование навыков и умений понимать других людей.

Педагог — психолог:

Дружба – это позитивное чувство, которое может возникнуть лишь на основе  взаимопонимания. Встретить в жизни настоящего друга – великое счастье для каждого человека. Если между людьми нет взаимопонимания, уважения, толерантного отношения не может быть и дружбы. У каждого из нас есть положительные и отрицательные черты характера. Каждый участник должен сказать рядом сидящему, по кругу, что в нем ему нравится  (поведение, черты характера, внешность и т.д.) и так по кругу каждый участник. Обсуждение:

Что ты чувствовал, когда тебе говорили приятные слова?

В конце упражнения участники тренинга аплодисментами благодарим друг друга за приятные слова.

 

Упражнение: «Мешочек качеств  взаимопонимания»

Цель: Выработка качеств, необходимых для эффективного общения.

Педагог — психолог: Мы с вами убедились в том, что достичь взаимопонимания в отношениях возможно. Про это нужно помнить всегда. Поэтому я предлагаю сейчас всем нам собрать мешочек  добрых чувств, и черт характера, которые необходимы нам для того чтобы достичь с людьми взаимопонимания. Все ответы записываются на ватмане, на котором изображен мешочек.

Перечень примерных ответов:

Жизнерадостность, порядочность, доброжелательность, тактичность, доброта, справедливость, уважение, чувство юмора , честность, открытость и т.д.

 

Завершение занятия:

Рефлексия:

Понравилось ли вам занятие?

Какое задание вам понравилось больше всего?

С каким настроением вы завершили занятие?

Студентам предлагается выбрать смайлик настроения и прикрепить на лист № 2 после завершения занятия.



 

Приложение


Организационный момент

bty

 

Правила нашей группы

bty

 

bty

 

Смайлики

bty

 

Веселые смайлики

bty

 

Грустные смайлики

bty

 

bty

 

bdr

 

bty

 

Упражнение «Какой я?»

bty

 

bty

 

 

Вот такие мы!

bty

 

Упражнение: «Испорченный телефон»

bty

bdr

 

Упражнение: «Как можно общаться без слов»

 «Передай эмоцию»

bty

 

bdr

 

 

«Уходящий автобус»

bdr

bdr

 

 

Упражнение: «Спина к себе»

bty

 

bty

 

 

Упражнение: «Мешочек взаимопонимания»

bty

 

bdr

 

 

Рефлексия

bty

 

bty

 

bty